-
CNHTC
- CUMMINS Двигатели
-
Запчасти YUCHAI
-
Двигатели
-
Запчасти WEICHAI
-
Запчасти HINO
-
Запчасти ISUZU
-
Запчасти КамАЗ
-
Запчасти FOTON
-
Запчасти HANDE AXLE
-
Запчасти SINOTRAK (CNHTC)
- Запчасти YUTONG
-
Запчасти МАЗ
-
Запчасти УРАЛ
-
Запчасти ЯМЗ-534, ЯМЗ-536
-
Запчасти ЯМЗ-650, ЯМЗ-651
-
Запчасти ЯМЗ, ТМЗ (V-образные)
- Запчасти для ГБЦ Weichai
- ПТЗ
- Спецпредложение
-
Топливная аппаратура
- Запчасти на двигатель CUMMINS
- Аналоги
-
Фильтры
- Масляные картеры YUCHAI
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
На чтение
4 мин.
Просмотров
952
В этой статье будут рассмотрены принципы работы системы смазки двигателей семейства ЯМЗ-530.
Маслоснабжение в двигателе ЯМЗ-530 начинается с картера, откуда насос посредством фильтрующей трубки-заборника забирает масло. Прежде чем это масло попадет в рабочую смазочную систему, оно проходит через два ключевых компонента: жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) и масляный фильтр (МФ).
ЖМТ играет важную роль в регулировании температуры масла. В процессе его прохождения через теплообменник масло охлаждается, поддерживая оптимальную температуру для эффективной смазки и предотвращения перегрева. Масляный фильтр, в свою очередь, выполняет функцию очистки, улавливая механические частицы и примеси, которые могли бы повлиять на работу двигателя.
Когда давление масла достигает уровня 0,9…1,0 МПа (9…10 кг/см2), в канале высокого давления активируется редукционный клапан. Этот момент сигнализирует о том, что система получила достаточное количество масла, и избыточное направляется обратно в картер для поддержания оптимального уровня давления.
Сервисный модуль, размещенный на блоке цилиндров, включает в себя несколько ключевых элементов. ЖМТ, расположенный в этом модуле, продолжает регулировать температуру масла. Дифференциальный клапан смазочной системы, водяной насос и термостаты также интегрированы в модуль, обеспечивая комплексный контроль за параметрами двигателя.
Масляный фильтр на сервисном модуле дополнительно оснащен перепускным клапаном ЖМТ. Этот клапан реагирует на разницу давлений до и после теплообменника, активируясь при значениях 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см2). Это позволяет некоторому объему масла попадать в фильтр без предварительного охлаждения, особенно в случаях, когда теплообменник забивается.
Очищенное масло затем направляется в главный масляный канал блока цилиндров, расположенный с правой стороны. Оттуда оно распределяется по различным каналам для смазки подшипников коленчатого вала, форсунок и охлаждения поршней и шатунов. Этот слаженный процесс обеспечивает эффективное смазывание и охлаждение всех ключевых компонентов двигателя, обеспечивая его надежную и продолжительную работу.
Для обеспечения стабильного давления в основном масляном канале в различных режимах работы двигателя внедрен дифференциальный клапан смазочной системы в сервисном модуле. Этот клапан, настройка которого предусматривает давление открытия в пределах 400…500 кПа (4,5…5,0 кгс/см²), регулирует отвод излишнего масла в картер, тем самым поддерживая оптимальные условия работы двигателя. Важным компонентом является также редукционный клапан, размещенный в нижней части блока цилиндров, который обеспечивает безопасность работы масляного насоса при запуске холодного двигателя.
Подчеркивается присутствие вторичной масляной магистрали, задачей которой является направление масла к втулкам распределительного вала. Для обеспечения смазки различных компонентов двигателя, включая шестерни приводных агрегатов, кулачки распределительного вала, толкатели и внутренние стенки цилиндров, используется масляное разбрызгивание. Также выделяется подача масла к подшипникам турбокомпрессора и компрессора пневмотормозов через внешние трубопроводы. Существенная часть масла возвращается в картер благодаря наличию специальных полых вертикальных каналов, что обеспечивает высокоэффективную систему циркуляции и рециркуляции масла.
Масляный фильтр
Масляные фильтры двигателей, оснащенные заменяемым элементом производства, представляют собой надежные компоненты с высокой эффективностью фильтрации. Компактная конструкция включает в себя корпус, соединительный штуцер и заменяемый масляный фильтр.
Заменяемый фильтр выполнен в виде герметичного металлического кожуха, внутри которого расположен бумажный фильтр. Этот элемент легко устанавливается на корпус с помощью резьбового штуцера и обеспечивает полную герметичность благодаря применению уплотнительного кольца. Крепление корпуса масляного фильтра осуществляется болтами к сервисному модулю, а герметизация дополнительно обеспечивается прокладкой, установленной на корпусе фильтра.
Однако наряду с заменяемым элементом, важным компонентом этой конструкции является встроенный перепускной клапан ЖМТ. Он реагирует на разницу давлений до и после теплообменника. Срабатывая при достижении определенного давления (274 ± 40 кПа или 2,8 ± 0,40 кгс/с2), клапан позволяет частичному потоку масла напрямую поступать в масляный фильтр без предварительного охлаждения. Это особенно важно в случае забивания теплообменника, что обеспечивает непрерывную и эффективную фильтрацию масла даже в условиях повышенной нагрузки на двигатель.
В сменные масляные фильтры интегрированы два важных компонента – обратный и перепускной клапаны, которые играют ключевую роль в обеспечении надежной работы двигателя. Рассмотрим их функциональность более подробно:
- Обратный клапан выполняет важную задачу в предотвращении обратного потока грязного масла из фильтра при остановке двигателя или в момент его технического обслуживания, особенно когда фильтр установлен крышкой вверх. Этот механизм предохраняет систему смазки от потери масла, поддерживая его заданное давление и предотвращая негативные последствия для двигателя.
- Перепускной клапан, в свою очередь, играет решающую роль при запуске двигателя в условиях холодной погоды. Он обеспечивает прохождение масла, минуя фильтр, чтобы обеспечить эффективную смазку в первые моменты работы двигателя. Кроме того, перепускной клапан защищает фильтрующий элемент от повреждений, предотвращая превышение давления в системе. Это особенно важно в условиях, когда масло обладает высокой вязкостью, обеспечивая надежное функционирование двигателя в различных эксплуатационных условиях. Таким образом, совместное действие обратного и перепускного клапанов обеспечивает оптимальную работу масляной системы и продлевает срок службы двигателя.
Регулирующий клапан в системе масляной смазки
Проектирование масляного насоса в смазочной системе учитывает износ трущихся деталей двигателя на протяжении его жизненного цикла до момента капитального ремонта, включая функционирование на низких скоростях вращения. В ходе эксплуатации двигателя объем масла, предусмотренный конструкцией, часто оказывается избыточным.
Регулирующий клапан в системе масляной смазки применяется для поддержания оптимального давления масла и удаления его излишков, направляя их обратно в картер.
Установка клапана осуществлена внутри корпуса сервисного модуля, он размещен на масляном тракте после ЖМТ и до масляного фильтра. Дизайн клапана демонстрируется на схеме.
Клапан состоит из пружинящего плунжера с аннулярной выемкой. Внутри камеры пружины находится канал, ведущий в картерное пространство блока цилиндров. К аннулярной выемке плунжера подсоединяется канал из области грязного масла масляного фильтра. Управляющее чистое масло с давлением, соответствующим давлению в главной масляной магистрали блока цилиндров, подается в конец клапана по каналу из области чистого масла после фильтра.
Настройка клапана выполнена так, что его начальное открывание происходит при давлении 450…500 кПа (4,5–5,0 кгс/см2). Регулировка достигается за счет предварительного сжатия пружины. Когда давление после фильтра достигает заданного уровня, плунжер под действием управляющего чистого масла начинает перемещение, сжимая пружину, и связывает канал с непрофильтрованным маслом с каналом для сброса масла в картер.
Так, не востребованное в данный момент двигателем масло возвращается в картер, минуя масляный фильтр, что способствует уменьшению нагрузки на фильтрующий элемент и продлению его срока службы до следующей замены.
Рекомендации по смене моторного масла
Регулярная замена моторного масла – важный аспект технического обслуживания, направленный на поддержание оптимальной производительности и долговечности двигателя автомобиля. Согласно рекомендациям и установленным интервалам, первичную замену масла рекомендуется проводить после первых 500 часов работы двигателя или пробега в размере 15 000 км в городских и пригородных условиях. Для автомобилей, выполняющих дальние и международные поездки, рекомендуется проводить первичную замену масла после 25 000 км пробега.
Дополнительные замены масла следует осуществлять с периодичностью в каждые 1000 часов работы двигателя или после пробега в размере 30 000 км для городских и пригородных маршрутов. В случае автомобилей, выполняющих дальние и международные маршруты, рекомендуется проводить последующую замену масла после 50 000 км пробега. Все эти меры предпринимаются в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, чтобы обеспечить оптимальное состояние и длительный срок службы двигателя вашего автомобиля.