-
CNHTC
- CUMMINS Двигатели
-
Запчасти YUCHAI
-
Двигатели
-
Запчасти WEICHAI
-
Запчасти HINO
-
Запчасти ISUZU
-
Запчасти КамАЗ
-
Запчасти FOTON
-
Запчасти HANDE AXLE
-
Запчасти SINOTRAK (CNHTC)
- Запчасти YUTONG
-
Запчасти МАЗ
-
Запчасти УРАЛ
-
Запчасти ЯМЗ-534, ЯМЗ-536
-
Запчасти ЯМЗ-650, ЯМЗ-651
-
Запчасти ЯМЗ, ТМЗ (V-образные)
- Запчасти для ГБЦ Weichai
- ПТЗ
- Спецпредложение
-
Топливная аппаратура
- Запчасти на двигатель CUMMINS
- Аналоги
-
Фильтры
- Масляные картеры YUCHAI
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
На чтение
4 мин.
Просмотров
276
Расширение функциональных возможностей транспортных средств через электронные компоненты, программное управление и электронное регулирование подачи горючего ставит перед системами диагностики и мониторинга рабочих процессов повышенные требования. Это касается как встроенной бортовой диагностики, так и проверочных процедур, проводимых на станциях технического обслуживания (СТО). В центре внимания диагностики на СТО находится обнаружение и локализация дефектов с использованием как бортовых, так и сторонних измерительных устройств. В ответ на ужесточение экологических стандартов и критериев мониторинга за выбросами система бортовой диагностики получила статус вспомогательного инструмента для надзора за состоянием окружающей среды и прошла процесс стандартизации, который не зависит от первоначального производителя. Данная вспомогательная система известна под названием OBD (On Board Diagnostic System).
Автономная проверка системы управления движением во время работы транспорта
Встраиваемая система диагностики является ключевым элементом в архитектуре систем электронного контроля. В дополнение к внутренней проверке работы управляющего блока осуществляется отслеживание как входных, так и выходных сигналов, а также обеспечивается взаимодействие между различными блоками управления.
Система бортовой диагностики электронного управления представляет собой способность блока управления к самостоятельной проверке своих функций с помощью специализированного программного обеспечения, а именно к фиксации, хранению и обработке информации об ошибках без необходимости подключения внешних устройств.
С помощью разработанных контрольных алгоритмов система в режиме реального времени проводит анализ на предмет выявления неисправностей и ошибок, рассматривая входные и выходные сигналы, а также оценивая функционал системы в целом. Обнаруженные таким образом неисправности регистрируются в памяти управляющего блока. При обслуживании автомобиля на СТО данные о проблемах извлекаются через специальный интерфейс, что ускоряет процесс диагностики и устранения неисправностей.
Анализ входящих сигналов
Для контроля датчиков, электрических соединений и маршрутов сигналов к управляющему блоку используется цифровая обработка данных. Этот механизм позволяет идентифицировать сбои в работе датчиков, замыкания в электрических цепях и проблемы с соединениями. Применяются различные подходы:
- анализ напряжения питания датчиков;
- оценка измеряемых параметров на предмет соответствия установленным стандартам;
- при доступности дополнительных данных – верификация точности замеров.
Использование резервирования для критически важных компонентов для обеспечения надежности сравнения данных.
Оценка выходящих сигналов
Проверка устройств и исполнительных механизмов, управляемых блоком, осуществляется через их выходные сигналы. В процессе этой оценки выявляются как дефекты самих механизмов, так и проблемы в соединительных цепях. Для этого применяются методики аппаратной проверки и анализа правильности работы исполнительных механизмов, включая косвенный контроль состояния системы через анализ реакций системы и частное использование датчиков положения.
Мониторинг внутреннего состояния управляющего блока
Для поддержания стабильной работы электронного блока управления (ЭБУ) встроены механизмы аппаратной и программной проверки.
Мониторинг охватывает все элементы ЭБУ, включая микропроцессор, волатильную и неволатильную память, активизируясь с момента включения зажигания и продолжаясь в течение всего времени работы для своевременного обнаружения неисправностей.
Комплексные проверки, требующие значительных вычислительных ресурсов, например, анализ EPROM, запускаются после выключения двигателя для исключения конфликтов с другими процессами. В дизельных системах Common Rail во время динамических режимов работы осуществляется тестирование контуров форсунок.
Взаимодействие между управляющими блоками
Передача данных между блоками управления автомобиля происходит через шину CAN для обеспечения надежности информационного обмена. Отказы в работе шины CAN фиксируются по изменению интервалов между сообщениями.
Сигнализация об ошибках
Появление любых аномалий в работе отражается активацией индикатора на панели приборов, который информирует об ошибке. Записанные коды хранятся в памяти ЭБУ и доступны для чтения через индикаторные устройства или специальную диагностическую лампу.
У некоторых моделей автомобилей предусмотрены интерфейсы для прямого считывания кодов сбоев, согласно руководствам от производителя. Коды, указывающие на актуальные проблемы, требуют приоритетного внимания.
Индикационная лампа диагностики
Индикатор диагностики, размещенный на приборной доске, мигает, предоставляя коды неисправностей при активации системы зажигания. Если после самопроверки световой сигнал остается включенным, это свидетельствует о наличии действующих проблем.
Отображение диагностических кодов
Чтение кодов неисправностей осуществляется через мигание диагностической лампы или через диагностические устройства. Владельцы автомобилей с индикатором могут получать информацию о сбоях в системе, следуя инструкции использования диагностической кнопки. Все зарегистрированные в системе ошибки могут быть последовательно отображены. Пример кода – 1-2-4, сигнализирующий о низком напряжении сети. Для сброса ошибок после ремонта рекомендуется посетить сервисный центр.
Информирование о неисправностях через световой сигнал
Индикатор проблем (MIL – Malfunction Indicator Lamp) выступает как сигнал для водителя о неполадках, способствующих превышению нормативов загрязняющих веществ. Согласно регламенту ЕЭК ООН № 49-05, данный индикатор активируется не позже, чем через три цикла работы после выявления неполадки.
Исправление проблемы, например, устранение слабого соединения, переводит статус ошибки в "спящий" режим, при этом данные сохраняются в системной памяти ЭБУ. Срок хранения информации об ошибке определяется её категорией, при этом индикатор MIL выключается, если в течение трех циклов вождения система не фиксирует новых неполадок.
Запись информации о сбоях
Система диагностики на борту обладает функционалом для документирования и архивации фактов неполадок в цифровом формате в памяти ЭБУ.
Выявление и решение проблематики
Ошибочным считается сигнал от датчика или управляющего блока, если дефект не устраняется в заданный временной промежуток. До момента классификации дефекта система использует последнее действительное значение. После классификации и активации защитного механизма, например, установки предустановленной температуры двигателя в 90°С, система может переходить в режим ограниченной функциональности.
Система способна самостоятельно идентифицировать восстановление корректного сигнала после его проверки в течение установленного времени.
Консервация данных о неисправностях
ЭБУ регистрирует каждую неполадку, отмечая её уникальным кодом в постоянной памяти. Описание ошибок включает в себя тип неполадки, её текущее состояние (например, хроническая ошибка или временный сбой) и сопровождается детализированной информацией о условиях возникновения (так называемый "моментальный снимок"), включая параметры работы и условия окружающей среды.
В случае обнаружения критических ошибок система может активировать аварийный режим, вводя ограничения на некоторые параметры работы для обеспечения безопасности, предотвращения усугубления ситуации и минимизации экологического ущерба.
Фиксируются два вида ошибок: актуальные и архивные. С их помощью возможно детальное считывание и последующее удаление данных о неполадках из системной памяти ЭБУ посредством диагностических устройств после проведения ремонтных работ.
Загорание индикатора MIL свидетельствует о зафиксированных системой нарушениях работы. Использование специализированных устройств позволяет получить подробную информацию об активных проблемах. В некоторых сценариях для защиты системы и снижения влияния на окружающую среду может быть ограничена производительность двигателя. Рекомендуется незамедлительно провести диагностику и устранить причины возникновения ошибок. После решения проблемы и при отсутствии других активных кодов индикатор должен отключиться автоматически.
Функционал светового уведомления о неполадках
Когда индикатор неисправностей эпизодически вспыхивает в процессе эксплуатации автомобиля, это служит предупреждением о временных сбоях в системе. Запись таких событий осуществляется в электронной памяти контроллера движения.
В ситуациях с эпизодически возникающими кодами ошибок, как правило, не требуется останавливать автомобиль. Тем не менее, важно определить коды, зафиксированные в памяти, чтобы понять причину их возникновения. Рекомендуется зафиксировать любые обстоятельства, которые могли спровоцировать активацию индикатора, включая:
- Уменьшение производительности.
- Ограничение оборотов двигателя.
- Увеличение выхлопа дыма и подобные явления.
Сбор такой информации будет ключевым для выявления и исправления причин возникновения кодов ошибок и может быть полезен для дальнейшего анализа.
Электронная проверка работоспособности двигателя
Диагностика работы современных двигателей осуществляется через компьютерные диагностические системы. Этот процесс предполагает оценку состояния различных систем и компонентов на основе анализа кодов ошибок, хранящихся в памяти управления, и данных, полученных от разнообразных датчиков.
Рекомендованные инструменты для такого анализа включают:
- Тестеры систем BOSCH KTS серии 530/540/570 и 6XX.
- Диагностические устройства АСКАН-10 от компании «НПП ЭЛКАР».
При работе с тестером BOSCH KTS следует придерживаться указаний из сопутствующих руководств и инструкций по эксплуатации.
Шаги электронной диагностики
Электронную диагностику следует выполнять по определённому алгоритму:
- Соедините диагностическое устройство с системой через адаптерный кабель, подключив его к порту OBD II управляющего блока, при этом обеспечив отключение питания.
- Включите приборную панель.
- После установления связи между устройством и блоком управления на экране появится уведомление о готовности к диагностике. Блок управления идентифицируется автоматически, после чего можно приступить к сбору и анализу рабочих параметров.
- Изучите зафиксированные в системе ошибки. Игнорирование кодов может повлиять на условия гарантии.
- В случае обнаружения неполадок их следует незамедлительно исправить.
- Очистите память ошибок и выполните повторную проверку на наличие сбоев.
- По завершении работы выключите питание и отключите диагностическое оборудование.
Такой метод позволяет детально изучить систему управления двигателем и определить необходимость в ремонтных мероприятиях.
Интерпретация кодов отказов
Для двигателей типа ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536, оснащенных системой бортового контроля, а также для версий без таковой, предусмотрена система кодирования неисправностей. Методика блинк-кода позволяет расшифровывать проблемы через визуальные сигналы индикатора неисправности.
Код SPN по классификации SAE J1939 служит универсальным инструментом для диагностики, в том числе для:
- идентификации проблемных систем или компонентов двигателя;
- выявления дефектных подсистем или деталей;
- сигнализирования о специфических отклонениях в работе;
- информирования о редких формах неисправностей.
Организация SAE (Общество Автомобильных Инженеров) устанавливает параметры для SPN.
Код FMI, также следующий стандарту SAE J1939, классифицирует вид сбоя, определяя характер проблемы, выявленной в подсистеме, определённой через SPN.
Для коррекции обнаруженных дефектов следует обращаться в авторизованный сервис.
Методики диагностики и ремонта
Процесс выявления и исправления дефектов включает анализ зарегистрированных кодов отказов, фиксируемых в электронной памяти контроллера во время функционирования транспортного средства. Использование встроенных в диагностическое оборудование модулей и вспомогательных средств технического обслуживания ускоряет процесс.
Диагностические операции возможны только при стационарном положении автомобиля с возможностью работы двигателя на минимальных оборотах.
На начальном этапе специалист должен определить основной признак неисправности, который станет исходной точкой для последующего поиска и устранения проблемы.
Зафиксированные в момент возникновения неисправности условия, записанные вместе с кодами отказов, могут быть изучены через диагностическое устройство. Также с его помощью предоставляется возможность стирания данных об ошибках из памяти контроллера.
Диагностические возможности расширяются за счет применения дополнительных измерительных устройств.
Встроенные функции ЭБУ позволяют после активации через диагностический тестер автономно провести проверку и отправить результаты обратно. Отличие таких модулей от базовых тестов заключается в возможности анализировать работу двигателя в конкретных условиях, включая проверку исполнительных устройств и оценку сигналов датчиков.
Проверка исполнительных устройств
Для целенаправленной активации и оценки исполнительных механизмов в управляющем блоке предусмотрен специальный диагностический режим. Доступ к этому режиму открывается с помощью диагностического оборудования на неподвижном автомобиле при условии, что двигатель работает на холостом ходу или выключен. Проверка производительности механизмов осуществляется посредством аудиовизуальных и прочих базовых методов оценки.